Когда читаешь о ядерных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, возникает острое желание спросить людей, зачем они это сделали. Спросить летчиков, которые сбрасывали смерть на города. Спросить тех, кто планировал это. Кто отдавал приказы. Хочется спросить, что думают о них их матери и дети.
За этими событиями и действиями стоят конкретные люди. Их можно назвать по именам.
Пока существует ядерное оружие. Вообще оружие массового уничтожения. Слепое оружие, которое не знает, перед ним противник, способный дать отпор, или люди, неспособные осознать, что уже умерли, вопрос о целесообразности применения ядерного оружия в самом конце Второй мировой будет открыт.
Но есть возможность его обойти.
Воспылать праведным гневом, стократ сильнее огня самих ядерных бомб.
Для этого достаточно сравнять всю Японию в одну копошащуюся и алчущую массу недолюдей. Для этого достаточно перечислить преступления японской армии против человечества, поставить умопомрачающие цифры, утопить их души в крови. После чего трагедия Хиросимы и Нагасаки уже не кажутся такими страшными. После чего уже не думаешь о том, что планировалось на Японию сбрасывать каждый месяц по три атомных бомбы.
Историк может взорвать бомбу не меньшей реакции, чем атомная, умело написав статью и, тем самым, возбудив «праведный гнев» против того или другого народа, бросив ничем не повинных людей в слепую вражду.
Как-то мы сидели с ребятами в баре и пили пиво. Один из них стукнул кулаком по столу и сказал:
- Грушевский – урод! Он убил молодых студентов под Крутами! Ненавижу Грушевского! Чтоб он сдох!
С человеком, который воспылал праведным гневом, говорить, тем более спорить, бесполезно. Бесполезно объяснять, что Грушевский не убивал студентов, даже если он и послал их в бой.
И тем не менее, по мере поступления я буду размещать материал весьма гневного характера. Потом что это – тоже исторический материал, имеющий свою ценность. Хотя бы с точки зрения освещения и изучения проблемы использования ядерного оружия. С точки зрения освещения хода военных действий.
Впрочем, откровенно говоря, после вчерашней статьи, которую собираюсь разместить и которая меня и повергла к написанию этой заметки, возникает непреодолимое желание сесть с калькулятором в руках, и пересчитать все указанные цифры. Но только из-за того, что это займет время, никто особо этим заниматься не хочет. Куда проще поверить тем, кто это уже сделал.
Поэтому настоятельно рекомендую удержаться от поспешных выводов.
Большая часть людей, причастных к трагедии атомной бомбардировки, уже отошла в мир иной. Их нет. Они умерли.
Ни мертвых осуждать или оправдывать – а себя удержать от ошибок, вот что должны сделать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий